Выпуск №2, Т. 16
Божбов В. Е., Григорьев И. В., Рудов С. Е., Тетеревлева Е. В., Чемшикова Ю. М. Анализ подходов к описанию процессов взаимодействия движителей лесных машин с почвогрунтами лесосек // Resources and Technology. 2019. №2, Т. 16. С. 13–35.


DOI: 10.15393/j2.art.2019.4482

Анализ подходов к описанию процессов взаимодействия движителей лесных машин с почвогрунтами лесосек

Божбов В. Е.Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, ntobumdrevprom@mail.ru
Григорьев И. В.Якутская государственная сельскохозяйственная академия, silver73@inbox.ru
Рудов С. Е.Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного, 89213093250@mail.ru
Тетеревлева Е. В.Ухтинский государственный технический университет, teterevleva.elena.v@mail.ru
Чемшикова Ю. М.Ухтинский государственный технический университет, chemshikova79@mail.ru
Ключевые слова:
колесные лесные машины
почвогрунты
уплотнение
колееобразование
Аннотация: Работа лесных машин на различных технологических операциях, включая трелевку, — один из важнейших и наиболее ресурсоёмких этапов в лесозаготовительном производстве. От того, насколько рационально организована работа лесных машин, во многом зависят показатели деятельности всего лесозаготовительного процесcа. При этом уже на стадии проектирования технологического процесса необходима оценка эффективности работы лесных машин (производительность, экологичность, эргономичность и т. д.) исходя из комплекса факторов: состава парка машин, условий работы, показателей самого процесса работы (среднее расстояние перемещения, рейсовая нагрузка). Сведения об основных показателях процесса работы колёсных лесных машин, сравнительно недавно получивших распространение в России, зачастую недостаточно точно отражают сложные взаимосвязи параметров лесной машины, рейсовой нагрузки, почвенно-грунтовых условий лесосеки с эффективностью их работы. В частности, наблюдается недостаток в моделях для практической оценки проходимости и производительности колёсных лесных машин исходя из конкретных природно-производственных условий. Указанное затрудняет выработку практических рекомендаций, направленных на дальнейшее совершенствование выбора колёсных лесных машин для конкретных природно-производственных условий работы предприятия. На настоящий момент в теории лесозаготовительного производства можно отметить недостаток работ, направленных на выявление нелинейного влияния нагрузки со стороны движителя на сопротивление почвогрунта передвижению машины и показатели сцепления. Существующие методики расчёта, в основном, учитывают силы сопротивления и сцепления при помощи односложных коэффициентов без привязки к параметрам машины и величине нагрузки. Общие вопросы движения машин с колёсными движителями по бездорожью рассмотрены в теории движения вездеходных средств, однако адаптация этих результатов применительно к задачам лесозаготовительного комплекса требует отдельных исследований.
Просмотров: 1097; Скачиваний: 614;