Выпуск №1, Т. 17
Бурмистрова О. Н., Чемшикова Ю. М., Григорьев И. В., Рудов С. Е., Куницкая О. А. Анализ исследований взаимодействия гусеничного движителя вездеходных машин со слабонесущим почвогрунтом // Resources and Technology. 2020. №1, Т. 17. С. 29–62.


УДК 674.81

DOI: 10.15393/j2.art.2020.5142

Анализ исследований взаимодействия гусеничного движителя вездеходных машин со слабонесущим почвогрунтом

Бурмистрова О. Н.Ухтинский государственный технический университет, oburmistrova@ugtu.net
Чемшикова Ю. М.Ухтинский государственный технический университет, chemshikova79@mail.ru
Григорьев И. В.Якутская государственная сельскохозяйственная академия, silver73@inbox.ru
Рудов С. Е.Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного, 89213093250@mail.ru
Куницкая О. А.Якутская государственная сельскохозяйственная академия, ola.ola@mail.ru
Ключевые слова:
гусеничные вездеходные машины
почвогрунты
уплотнение
колееобразование
Аннотация: Лесной фонд Российской Федерации характеризуется очень большими площадями, очень слабой развитостью дорожной сети, преобладанием тяжелых почвенно-грунтовых и рельефных условий. Большие расстояния и бездорожье не отменяют необходимости проведения комплекса лесохозяйственных работ, патрулирования, борьбы с лесными пожарами, доставки персонала и различных грузов, включая персонал и грузы для вахтовых поселков. Кроме лесничеств и лесопромышленных предприятий, гусеничные вездеходы на территории лесного фонда активно используют так называемые «майнинговые» компании – предприятия нефтегазовой отрасли, строители, а также частные лица для туризма, охоты, рыбалки, и т.д. Для решения этих задач наиболее эффективны гусеничные вездеходы, которые обладают необходимой проходимостью, при необходимости – плавучестью, а также грузоподъемностью. Однако, при перемещении гусеничных вездеходов по лесным почвогрунтам они оказывают на них негативное воздействие, в виде разрушения верхних (плодородных) горизонтов – сдирания и перемешивания. Особенно вредно это воздействие в условиях северных лесов, тундры, лесотундры. В условиях особо-охраняемых природных территорий (ООПТ) лесозаготовительные работы не ведутся, однако патрулирование и доставка грузов различного назначения там также необходимы, а негативное воздействие на лесные почвогрунты должны быть сведены к минимуму. В последние годы подготовлены и защищены более десятка работ, посвященных вопросу снижения негативного воздействия колесных и гусеничных лесных машин на почвогрунты лесосек. Вместе с тем, ряд вопросов нуждается в дальнейшей проработке. Прежде всего, конструкция самих гусеничных вездеходов, и их движителей отличается от традиционных гусеничных лесных тракторов, являющихся базой для различной лесозаготовительной и лесохозяйственной техники. Эти вездеходы решают другие задачи, поэтому работают в других режимах, а часто и условиях эксплуатации. Это обуславливает несколько отличную картину их воздействия на лесные почвогрунты. В статье приведен анализ физико-механических свойств почвогрунтов, как поверхностей движения гусеничных вездеходных машин и подходов к оценке параметров взаимодействия гусеничного движителя с почвогрунтом.
Просмотров: 887; Скачиваний: 824;