Выпуск №2, Т. 17
Хитров Е. Г., Просужих А. А., Рудов С. Е., Куницкая О. А., Григорьев И. В. Исследование взаимосвязей свойств почвогрунтов как опорных поверхностей движения лесных машин // Resources and Technology. 2020. №2, Т. 17. С. 45–79.


УДК 674.81

DOI: 10.15393/j2.art.2020.5282

Исследование взаимосвязей свойств почвогрунтов как опорных поверхностей движения лесных машин

Хитров Е. Г.Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова, yegorkhitrov@gmail.com
Просужих А. А.Ухтинский государственный технический университет, prosuzhikh75@mail.ru
Рудов С. Е.Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного, 89213093250@mail.ru
Куницкая О. А.Якутская государственная сельскохозяйственная академия, ola.ola@mail.ru
Григорьев И. В.Якутская государственная сельскохозяйственная академия, pobeda-872@yandex.ru
Ключевые слова:
лесные почвогрунты
уплотнение
колееобразование
лесные машины
лесозаготовки
Аннотация: В большинстве технологических процессов заготовки древесины используются колесные и гусеничные машины. Движители машин взаимодействуют с опорными поверхностями, почвами и грунтами лесосек; показатели их взаимодействия во многом определяют технологическую эффективность, производительность и энергоемкость, а также экологическую безопасность операций лесосечных работ. Технологическая эффективность определяется проходимостью техники, грузоподъемностью, скоростью ее движения по лесосеке, влияющими на производительность машин, а также расходом топлива при преодолении маршрута. Экологическая безопасность оценивается показателями повреждаемости напочвенного покрова, воздействия на корневую систему деревьев, уплотнения почвы и грунта, глубиной образующейся колеи, объемом выбросов продуктов сгорания в атмосферу, прямо связанным с расходом топлива. Ранее выполненные исследования показали, что тягово-сцепные свойства движителей и показатели их воздействия на опорные поверхности на практике могут оцениваться по соотношению фактического давления движителя и несущей способности опорной поверхности. Давление движителя на опорную поверхность связано с параметрами движителя, а также деформативными и прочностными свойствами опорных поверхностей, основными из которых являются модуль общей деформации и несущая способность. Ранее было установлено, что эти характеристики могут определяться в полевых условиях при помощи зондирования лесного почвогрунта ручным конусным пенетрометром. Результаты исследования легли в основу методики оперативного контроля свойств лесного почвогрунта. Зададимся целью развить методику, получив оценки связей модуля деформации, несущей способности и конусного индекса различных опорных поверхностей, а также дополнив ее зависимостями для оценки деформативных и прочностных свойств опорных поверхностей по физическим свойствам (влажность, плотность, консистенция, пористость).
Просмотров: 714; Скачиваний: 427;
Правила размещения комментариев