Выпуск №1, Т. 18
Хитров Е. Г., Андронов А. В., Хахина А. М., Григорьев Г. В. Комплексная оценка показателей взаимодействия движителей машин с лесными грунтами на базе методов теории движения транспорта в условиях бездорожья // Resources and Technology. 2021. №1, Т. 18. С. 1–52.


УДК 630.3

DOI: 10.15393/j2.art.2021.5442

Комплексная оценка показателей взаимодействия движителей машин с лесными грунтами на базе методов теории движения транспорта в условиях бездорожья

Хитров Е. Г.Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, yegorkhitrov@gmail.com
Андронов А. В.Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, andronovalexandr@gmail.com
Хахина А. М.Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, anna-hahina@mail.ru
Григорьев Г. В.Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, vtl-lta@mail.ru
Ключевые слова:
колееобразование
проходимость машин
тягово-сцепные свойства движителей
поворот движителя
Аннотация: Предлагаемое исследование основывается на положениях теории движения автомобильного транспорта в условиях бездорожья. При разработке математических моделей и проведении расчетов использованы методы математического анализа, а также численные методы прикладной математики для проведения и обработки результатов вычислительных экспериментов. Проведена модернизация методики расчета показателей взаимодействия движителей и опорных поверхностей при прямо- и криволинейном движении лесных машин. Предлагаемая математическая модель взаимодействия движителей лесных машин со слабонесущими опорными поверхностями позволяет рассчитать глубину колеи, уплотнение опорной поверхности, результирующее и среднее давление движителя на опорную поверхность, силу сопротивления грунта поступательному движению и повороту движителя, максимально возможную силу сцепления движителя с опорной поверхностью и соответствующий ее значению коэффициент буксования, фактически требуемую силу сцепления и коэффициент буксования, угол отклонения результирующей нагрузки от нормали к опорной поверхности, связанный с ее наклоном, действием касательных напряжений при буксовании и повороте движителя. На основе расчетных данных определяются коэффициенты сопротивления поступательному движению, повороту, максимального сцепления, тяги, по которым дается комплексная оценка проходимости машины. Модель учитывает параметры опорной поверхности (определяющихся типом, состоянием и принятой реологической моделью поверхности), движителя (приведенная нагрузка, угол поворота, требуемая скорость, число последовательных проходов по следу, ширина, шаг грунтозацепов; для колесного движителя дополнительно – диаметр колеса, давление в шине, высота шины, для колесно-гусеничного дополнительным параметром является межосевое расстояние; для гусеничного движителя – длина горизонтальной проекции гусеницы на опорную поверхность). В результате выполненных расчетов получены оценки влияния параметров движителей и свойств опорных поверхностей на показатели колееобразования, уплотнения, тягово-сцепные свойства и параметры проходимости лесных машин в условиях слабонесущих опорных поверхностей.
Просмотров: 638; Скачиваний: 351;