Выпуск №4, Т. 18
Ковалев Р. Н., Еналеева - Бандура И. М., Баранов А. Н., Григорьева О. И., Григорьев И. В. Математическая модель определения оптимального месторасположения лесных пожарно-химических станций с учётом уровня развития транспортных сетей на территории лесного фонда // Resources and Technology. 2021. №4, Т. 18. С. 77–92.


УДК 625.711.84: 629.357

DOI: 10.15393/j2.art.2021.5963

Математическая модель определения оптимального месторасположения лесных пожарно-химических станций с учётом уровня развития транспортных сетей на территории лесного фонда

Ковалев Р. Н.Уральский государственный лесотехнический университет, kir9624@yandex.ru
Еналеева - Бандура И. М.Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, melnikov1978@inbox.ru
Баранов А. Н.Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, aleksandr-baranov-55@mail.ru
Григорьева О. И.Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, grigoreva_o@list.ru
Григорьев И. В.Арктический государственный агротехнологический университет, ola.ola07@mail.ru
Ключевые слова:
математическая модель
лесотранспортная сеть
лесные пожарно-химические станции
лесные экосистемы
лесные пожары
эффективное плечо доставки сил и средств пожаротушения.
Аннотация: В современных условиях управления лесами и ведения лесного хозяйства особое значение приобретают вопросы не только рациональности в аспекте многоцелевого лесопользования, но и сохранности лесов. Данная сохранность во многом зависит от качества функционирования системы охраны и защиты лесов от пожаров в целом, и от рационального размещения пожарно-химических лесных станций в частности. Так как, именно, лесные пожары являются главным дестабилизирующим фактором состояния лесных экосистем, в борьбе с которыми особое значение имеет уровень развития транспортной сети на территории лесного фонда. Следовательно, совершенствование и разработка инструментов повышения эффективности охраны лесов от пожаров с учетом уровня развития лесотранспортной сети является одной из первостепенных задач лесной отрасли. В этой связи в статье: обозначена необходимость скорейшей ликвидации очагов горения при возникновении лесных пожаров; определены причины неэффективности доставки наземных сил и средств пожаротушения к очагам возгорания; отмечены возможные рычаги повышения эффективности наземной охраны лесов; указана роль оптимального месторасположения пожарно-химических станций в процессе достижения эффективности функционирования системы охраны и защиты лесов от пожаров; разработана математическая модель определения оптимального месторасположения лесных пожарно-химических станций с учетом уровня развития транспортных сетей на территории лесного фонда, обозначены ее преимущества и область применения. В основу методологической разработки положены инструментарии экономико-математического моделирования, теории вероятности, комбинаторики и элементы теории массового обслуживания на базе поиска центра тяжести потокового процесса.
Просмотров: 485; Скачиваний: 277;