УДК 630.383
DOI: 10.15393/j2.art.2022.6323
Сапелкин Р. С. | Воронежский государственный университет инженерных технологий, sapelrs90@mail.ru |
Меерсон В. Э. | Воронежский государственный университет инженерных технологий, meerson@yandex.ru |
Меерсон М. В. | Воронежский государственный университет инженерных технологий, marivladresh@yandex.ru |
Скрыпников А. В. | Воронежский государственный университет инженерных технологий, skrypnikovvsafe@mail.ru |
Казачек М. Н. | Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова, kaza4yok-marya@ya.ru |
Ключевые слова: амплитуда колебания температуры воздуха и грунта на разных глубинах разность температур верхних слоев грунта и воздуха глубина промерзания переходный коэффициент. |
Аннотация: авторами рассматривается расчет промерзания грунтов и зимнего влагонакопления при строительстве лесовозных автомобильных дорог. Приведены физико-технические показатели легкой супеси с учетом оттепелей, рекомендованы значения процента обеспеченности и переходного коэффициента для категорий дорог. Произведен анализ многолетнего статистического наблюдения за температурным режимом на устойчивость земляного полотна. Рассмотрено распределение температуры грунта по глубине, влияние величины влагонакопления в земляном полотне. Приведены таблицы амплитуды колебания температуры воздуха и грунта на разных глубинах. Необходимость регулирования водного и температурного режимов дорожных конструкций. Для установления расчетных глубин промерзания грунтов земляного полотна лесовозных автомобильных дорог применен метод «аналога», который заключается в сопоставлении параллельных наблюдений за глубиной промерзания под снежным покровом и без него. Рассмотрены климатические условия Новгородской области и определено, что в данных климатических условиях создаются неблагоприятные условия для нормального протекания водно-тепловых процессов в грунтах земляного полотна и дорожных одеждах лесовозных автомобильных дорог. Переувлажнение грунтов земляного полотна приводит к уменьшению прочности дорожных одежд, которые под действием лесовозных автопоездов частично или полностью разрушаются. Для улучшения протекания водно-тепловых процессов предложено предусматривать инженерные мероприятия, способствующие регулированию как водного, так и температурного режимов дорожных конструкций. |