Выпуск №4, Т. 19
Ковалев Р. Н., Еналеева - Бандура И. М., Баранов А. Н., Григорьева О. И., Григорьев И. В. Математическая модель определения общей стоимости ресурсов лесных земель с учётом уровня развития лесотранспортной сети // Resources and Technology. 2022. №4, Т. 19. С. 102–117.


УДК 625.711.84: 338.556

DOI: 10.15393/j2.art.2022.6563

Математическая модель определения общей стоимости ресурсов лесных земель с учётом уровня развития лесотранспортной сети

Ковалев Р. Н.Уральский государственный лесотехнический университет, kir9624@yandex.ru
Еналеева - Бандура И. М.Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева, melnikov1978@inbox.ru
Баранов А. Н.Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева, aleksandr-baranov-55@mail.ru
Григорьева О. И.Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, grigoreva_o@list.ru
Григорьев И. В.Арктический государственный агротехнологический университет, silver73@inbox.ru
Ключевые слова:
земли лесного фонда
транспортная сеть
эколого-экономический критерий
продуктивность лесных земель
Аннотация: В современных экономических условиях, учитывая принципы устойчивого развития территорий лесного фонда, перед лесной отраслью стоит задача обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощимого лесопользования. Очевидно, что одним из ключевых факторов достижения устойчивого управления лесопользованием является эффективность управления стоимостью лесных благ как объектов национального богатства. Данное обстоятельство обусловливает необходимость определения величины показателя суммарной стоимости ресурсов леса. При этом транспортная сеть на территории лесного фонда (ТСЛФ) имеет решающее значение, поскольку без неё невозможен любой вид лесопользования, а следовательно, и аспект преобразования стоимости лесных ресурсов в части валовой выручки от их реализации. Соответственно, транспортная доступность лесных земель является основным фактором при определении оценки ресурсного потенциала территорий лесного фонда. Таким образом, в условиях соблюдения принципов устойчивого развития лесных территорий одной из ключевых задач является разработка моделей определения величины суммарной стоимости лесных благ на основе комплексного подхода в условиях многоцелевого лесопользования с учётом уровня развития лесотранспортной сети. В этой связи в данной статье произведён анализ основных методологических подходов к общей экономической оценке ресурсов леса. Посредством произведённого анализа выявлено, что существующие методики оценки общей стоимости лесных благ, в основном, ориентированы на аспект рубок спелых и перестойных насаждений. Прочие виды лесопользования и так называемые «невесомые полезности лесов» либо не учитываются, как и уровень развития транспортной сети, либо методы их учёта недостаточно проработаны. Данное обстоятельство является причиной возможности недооценивания ресурсного потенциала лесных территорий, что, в свою очередь, может привести к утрате лесоучастков, ценных как экономически, так и экологически. В этой связи актуальным научным направлением становится разработка комплексной модели расчёта общей экономической стоимости лесных благ в динамической постановке с учётом уровня развития транспортной сети на территории лесного фонда на базе эколого-экономического критерия. В основе представленного в статье методологического аппарата лежит инструментарий экономико-математического моделирования в контексте комбинаторного подхода с учётом динамики входных параметров. Модель представлена с помощью подробного описания всех входящих в неё зависимостей, отмечены преимущества её применения.
Просмотров: 266; Скачиваний: 150;
Правила размещения комментариев