Выпуск №3, Т. 20
Каляшов В. А., Шапиро В. Я., Григорьев И. В., Куницкая О. А., Дмитриев А. С., Григорьева О. И. Геотехническое обоснование работоспособности трелёвочных волоков и технологических коридоров на склонах оттаивающих почвогрунтов при работе лесных машин с колёсным и полугусеничным движителем // Resources and Technology. 2023. №3, Т. 20. С. 15–31.


УДК 674.81

DOI: 10.15393/j2.art.2023.6943

Геотехническое обоснование работоспособности трелёвочных волоков и технологических коридоров на склонах оттаивающих почвогрунтов при работе лесных машин с колёсным и полугусеничным движителем

Каляшов В. А.Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, vit832@yandex.ru
Шапиро В. Я.Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, shapiro54vlad@mail.ru
Григорьев И. В.Арктический государственный агротехнологический университет, silver73@inbox.ru
Куницкая О. А.Арктический государственный агротехнологический университет, ola.ola07@mail.ru
Дмитриев А. С.АО «Гипростроймост-Санкт-Петербург», dmitriev.nauka@mail.ru
Григорьева О. И.Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, grigoreva_o@list.ru
Ключевые слова:
леса на склонах; лесосечные работы; трелёвка; почвогрунты; леса на вечной мерзлоте
Аннотация: В Российской Федерации значительная часть территории лесного фонда расположена на вечной мерзлоте. Многие регионы России обладают большими запасами спелых и перестойных эксплуатационных лесов, причём значительная часть этих запасов расположена в труднодоступных местах, не только по отношению к развитости дорожной сети, но и по рельефу местности. В настоящее время подавляющий объём заготовок древесины в России производится при помощи современных машинных комплексов, в основном включающих колёсные лесные машины различной компоновки и назначения. При этом проблема негативного воздействия колёсных лесных машин и трелёвочных систем на их базе не просто остаётся актуальной, а приобретает ещё большую остроту, поскольку экосистемы горных лесов, лесов на склонах сопок и т. д. относятся к наиболее ранимым, подверженным водной и ветровой эрозии. Для снижения негативного воздействия движителей лесных машин на почвогрунты достаточно часто используют машины на полугусеничном ходу, которые, благодаря существенно большему пятну контакта с поверхностью движения и большей силе тяги, в сложных условиях показывают лучшие эксплуатационные характеристики. В статье показано, что каждый склон со своими геометрическими параметрами и фактическими данными о мощности оттаивающего слоя почвогрунта, границе зоны мерзлоты и физико-механическими свойствами почвогрунта является уникальным геотехническим объектом. Многообразие параметров движения лесных машин (трелёвки) при прогнозах глубины колеи обусловливает необходимость классификация склонов по технологическим свойствам почвогрунтов и критерию работоспособности трелёвочных волоков (технологических коридоров). Разработка такой классификации должна базироваться на актуальных гидрогеологических и геомеханических данных о состоянии почвогрунтов, слагающих массив склона. Представленные исследования расширяют мнения о технологических требованиях обеспечения работоспособности трелёвочных волоков (технологических коридоров) на склонах оттаивающих почвогрунтов, что способствует более эффективному использованию лесозаготовительной техники в сложных сезонно-климатических условиях.
Просмотров: 176; Скачиваний: 98;