УДК 630*378.33
DOI: 10.15393/j2.art.2025.7503
Васильев В. В. | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», vasiliev.vladimir87@mail.ru |
Афоничев Д. Н. | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», dmafonichev@yandex.ru |
Ключевые слова: круглые лесоматериалы; плоская сплоточная единица; объём; коэффициент полнодревесности |
Аннотация: Выполнение сплава лесоматериалов по транспортно-технологическим схемам, функционирующим на базе плоских сплоточных единиц, требует совершенствования конструкций сплоточных единиц и определения их основных транспортно-эксплуатационных показателей. Разработана конструкция плоской сплоточной единицы, отличительной особенностью которой является укладка рядов круглых лесоматериалов перпендикулярно друг другу с обязательным соединением между собой крайних круглых лесоматериалов первого (нижнего) и третьего рядов, а также второго и четвёртого рядов с помощью скоб. При расчёте основных транспортно-эксплуатационных показателей усовершенствованной плоской сплоточной единицы, а именно её осадки в конкретный период времени и содержания фактического объёма древесины в ней, требуется установление коэффициента полнодревесности. Установление коэффициента полнодревесности плоской сплоточной единицы для различного диаметра круглых лесоматериалов в верхнем отрезе, из которых собираются ряды сплоточной единицы, осуществлялось экспериментальным путём. Все экспериментальные работы проводились согласно матрице планирования опытов, которая была построена по функциональной схеме проведения эксперимента, учитывающей качественные и количественные факторы, влияющие на эксперимент. При этом использовались модели плоской сплоточной единицы, а все данные, полученные для модели, переводились пропорционально для плоской сплоточной единицы натуральных размеров. В результате проведённых экспериментальных исследований и полученных расчётных данных был построен график зависимости коэффициента полнодревесности сплоточной единицы от диаметра круглых лесоматериалов в верхнем отрезе. На основании полученного графика было установлено, что при увеличении диаметра круглых лесоматериалов в верхнем отрезе, из которых собираются ряды сплоточной единицы, коэффициент полнодревесности увеличивается. Причём наиболее интенсивное возрастание коэффициента полнодревесности плоской сплоточной единицы наблюдается при изменении диаметра круглых лесоматериалов в верхнем отрезе — от 10,0 до 30,0 см. Использование полученных экспериментальных и расчётных данных коэффициента полнодревесности позволит максимально точно определить требуемые транспортно-эксплуатационные показатели усовершенствованной плоской сплоточной единицы, что обеспечит эффективное выполнение транспортных работ на первоначальном и магистральном сплаве лесоматериалов. |