Выпуск №2, Т. 21
Мохирев А. П., Серватинский В. В., Дудин П. О., Сорокина М. Н., Мохирев И. А., Соколова А. Р. Анализ факторов, влияющих на несущую способность автомобильной дороги с покрытием капитального типа // Resources and Technology. 2024. №2, Т. 21. С. 114–128.


УДК 625.042

DOI: 10.15393/j2.art.2024.7823

Анализ факторов, влияющих на несущую способность автомобильной дороги с покрытием капитального типа

Мохирев А. П.ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», ale-mokhirev@yandex.ru
Серватинский В. В.ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», VServatinsky@sfu-kras.ru
Дудин П. О.ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», pahadd2@gmail.com
Сорокина М. Н.ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», msorokina@sfu-kras.ru
Мохирев И. А.ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)», mohirevivan@yandex.ru
Соколова А. Р.ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», anzhela_sokolova_2003@mail.ru
Ключевые слова:
весомость факторов; экспертная оценка; несущая способность; природно-климатические факторы; технологические факторы; эксплуатационные факторы
Аннотация: Несущая способность автомобильной дороги является одним из важнейших показателей для эффективной её эксплуатации. При снижении данного показателя значительно снижается пропускная способность дороги. Особенно это актуально при сезонной вывозке древесины по лесовозным дорогам. Для сохранения несущей способности автомобильной дороги её следует правильно эксплуатировать, учитывая все негативные факторы. В настоящее время изучено множество зависимостей и предложены мероприятия по снижению отрицательного воздействия на автодорогу. Однако в сложных автодорожных процессах уже необходимо использовать многофакторное моделирование. Целью настоящего исследования является определение факторов, влияющих на несущую способность автомобильной дороги с покрытием капитального типа, а также их значимость. Для исследования, по результатам литературного анализа, определены 35 факторов. Условно каждый фактор отнесён к одной из групп: природно-климатическая, технологическая, эксплуатационная. Анализ факторов проводился по результатам экспертных оценок. Экспертами являлись инженерно-технические работники автодорожных предприятий, сотрудники Министерства транспорта Красноярского края и представители кафедры автомобильных дорог и городских сооружений Сибирского федерального университета. Всего в оценке участвовало 18 человек. При анализе оценок определены весомости каждого фактора. Наибольшая весомость с суммой 9,2 % у показателей «Влажность грунта» и «Материал дорожной одежды». Также можно выделить факторы с весомостью более 0,04. Количество таких показателей равно 6, именно на них следует воздействовать, в первую очередь, при управлении несущей способностью. Кроме того, были определены 17 из 35 факторов с показателем весомости менее 0,025, их оценки незначительные. При оценке дисперсии и вариации согласованность мнений экспертов определена как удовлетворительная. В целом результаты исследований согласуются с ранее полученными данными, представленными в авторитетных научных изданиях. В дальнейших исследованиях, при проведении лабораторных испытаний необходимо учитывать 6 наиболее значимых факторов: влажность грунта; материал дорожной одежды: температура воздуха и солнечная радиация; величина нагрузки на ось транспортного средства и показатель давления в автомобильных шинах; количество повторений приложения тяжёлой нагрузки и интервал между этими приложениями; плотность слоёв дорожной одежды и земляного полотна.
Просмотров: 10; Скачиваний: 5;