Выпуск №1, Т. 22
Дьяченко В. М., Должиков И. С., Хитров Е. Г., Куницкая О. А., Барышникова Е. В., Анисимов Е. Е. Теоретическое обоснование тягово-сцепных свойств гусеничного движителя лесной машины для условий многолетней мерзлоты // Resources and Technology. 2025. №1, Т. 22. С. 1–41.


УДК 630*36

DOI: 10.15393/j2.art.2025.7843

Теоретическое обоснование тягово-сцепных свойств гусеничного движителя лесной машины для условий многолетней мерзлоты

Дьяченко В. М.Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Volodya.Dyachenko1986@mail.ru
Должиков И. С.Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, idolzhikov222@mail.ru
Хитров Е. Г.Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, yegorkhitrov@gmail.com
Куницкая О. А.Арктический государственный агротехнологический университет, ola.ola07@mail.ru
Барышникова Е. В.Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А.Кортунова, barsoft@mail.ru
Анисимов Е. Е.Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, evsei_mexx@mail.ru
Ключевые слова:
леса на вечной мерзлоте; гусеничные лесные машины; почвогрунты; образование колеи; расход топлива
Аннотация: В статье последовательно решены следующие задачи исследования: обоснование параметров движителей, выполненное с учётом критериев проходимости и экологичности. Показано, что ограничение степени воздействия движителя лесной машины по глубине колеи, как правило, целесообразно и с точки зрения проходимости машины, поскольку при большой глубине колеи отмечается потеря несущей способности и сцепления движителя с опорной поверхностью. Для случая работы лесных машин в условиях чувствительных почв многолетней мерзлоты обычная формулировка допустимой глубины колей в большой части случаев неприемлема, поскольку глубина колеи должна быть ограничена существенно меньшим, нежели обычно, значением, максимум до 5 см. В статье показано, что в оценке глубины колеи следует различить непосредственно уплотнение и сдвиг-срез слоёв почвы, поскольку для почв на многолетней мерзлоте принципиально важно не допустить минерализации и переуплотнения верхних слоёв, взаимодействующих с движителем на начальном этапе формирования колеи. Как правило, в лесоинженерном деле рассматривается взаимодействие движителей машин с лесными почвогрунтами, для которых уже получен значительный объём экспериментальных данных по физико-механическим свойствам. Для почв на многолетней мерзлоте имеющиеся научные сведения о физико-механических свойствах достаточно ограничены. Важно учитывать сложные условия и транспортную доступность региона, затрудняющие сбор экспериментальных данных. Доказано, что при обосновании параметров рекомендуемой техники критически важно учитывать не только сохранение почвы. Достаточно остро в условиях региона встают вопросы топливной экономичности машин, в связи с чем требуется проводить расчёт расхода топлива при движении машины, связанный с учётом образования колеи.
Просмотров: 2; Скачиваний: 2;