Выпуск №3, Т. 22
Мохирев А. П., Исламова М. Т., Бурмистрова О. Н., Кручинин И. Н., Отев К. С. Оценка несущей способности грунта зимней лесовозной дороги с различной глубиной промерзания // Resources and Technology. 2025. №3, Т. 22. С. 203–218.


УДК 625.712:624.138.4.001.4

DOI: 10.15393/j2.art.2025.8723

Оценка несущей способности грунта зимней лесовозной дороги с различной глубиной промерзания

Мохирев А. П.Сибирский федеральный университет, ale-mokhirev@yandex.ru
Исламова М. Т.Сибирский федеральный университет, ipmem@mail.ru
Бурмистрова О. Н.Ухтинский государственный технический университет, olga.burm@mail.ru
Кручинин И. Н.Уральский государственный лесотехнический университет, kinaa.k@yandex.ru
Отев К. С.Поволжский государственный технический университет, otev.kirill@mail.ru
Ключевые слова:
имняя лесовозная дорога; несущая способность грунта; модуль упругости; динамический плотномер; промерзание грунта
Аннотация: Зимние лесовозные автомобильные дороги являются важной частью лесозаготовительной инфраструктуры. До 80 % всех лесовозных дорог приходится на дороги зимнего действия. Несущая способность грунтов основания таких дорог существенно зависит от климатических условий: при промерзании грунт приобретает высокую жёсткость и способен выдерживать значительные нагрузки, тогда как в период оттепелей прочность основы резко падает. Цель исследования — оценить несущую способность грунтов основания зимней лесовозной дороги на основе полевых и лабораторных испытаний, а также дать рекомендации по допустимым нагрузкам и режимам эксплуатации данной дороги. В данной работе приведены результаты инженерно-геотехнического исследования несущей способности грунтов зимней лесовозной дороги, находящейся в Большемуртинском районе Красноярского края. Выполнены полевые измерения динамического модуля упругости грунта с помощью приборов типа ПДУ-МГ4 «Удар» и отбор образцов для лабораторного определения влажности, плотности, гранулометрического и консистентного состава, а также прочностных характеристик (угла внутреннего трения φ и сцепления c). Несущая способность основания оценивалась двумя методами — по предельному сопротивлению грунта R0 и по деформациям (модулю упругости E). Получено, что грунты основания зимней лесовозной дороги обладают расчётным сопротивлением порядка 200—250 кПа и динамическими модулями упругости 15—25 МПа, чего достаточно для движения среднетоннажной техники. Для исследуемой зимней лесовозной дороги предложено устанавливать допустимые нагрузки в зависимости от глубины промерзания грунта. При промерзании > 30—50 см (устойчивые морозы) допускается движение машин с осевой нагрузкой до 10 тс включительно. При мелком промерзании (< 30 см) или оттепелях ограничить нагрузку до 5—6 тс на ось (вплоть до полного закрытия дороги для грузового транспорта при интенсивном таянии). В случае необходимости пропуска более тяжёлой техники основание зимней лесовозной дороги может быть усилено технологическими приёмами. Разработаны рекомендации по ограничению нагрузок в период оттепелей и по повышению устойчивости дороги.
Просмотров: 53; Скачиваний: 21;