Выпуск №3, Т. 22
Шапиро В. Я., Григорьев И. В., Федоров В. И., Задраускайте Н. О., Египко С. В., Дьячковский Д. А. Взаимодействие колёсного движителя с почвогрунтом на склоне, с учётом эффекта буксования // Resources and Technology. 2025. №3, Т. 22. С. 184–202.


УДК 630.36

DOI: 10.15393/j2.art.2025.8903

Взаимодействие колёсного движителя с почвогрунтом на склоне, с учётом эффекта буксования

Шапиро В. Я.Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, shapiro54vlad@mail.ru
Григорьев И. В.Арктический государственный агротехнологический университет, silver73@inbox.ru
Федоров В. И.Арктический государственный агротехнологический университет, vfedorov_09@mail.ru
Задраускайте Н. О.Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, n.zadrauskaite@narfu.ru
Египко С. В.Донской государственный аграрный университет, egipko_s@mail.ru
Дьячковский Д. А.Арктический государственный агротехнологический университет, ntobumdrevprom@mail.ru
Ключевые слова:
колёсные лесные машины; леса на склонах; лесные машины; деформация почвогрунта; колееобразование
Аннотация: Как и у любого технического решения, у колёсных лесных машин, по сравнению с гусеничными машинами, есть свои преимущества и недостатки. К основным преимуществам, обычно, принято относить меньшую массу, большие рабочие скорости. К основным недостаткам колёсных лесных машин часто относят худшую проходимость, связанную в т. ч. и с повышенным буксованием, по сравнению с гусеничными машинами. В статье показано, что для снижения негативного влияния пробуксовки колёсного движителя на процесс обеспечения эффективных тягово-сцепных свойств движителя при работе в сложных геотехнических условиях на покатых, крутых и очень крутых склонах, с учётом категории влажности и прочности слагающих их почвогрунтов, необходимо выполнение ряда организационно-технических мероприятий, в т. ч. необходимо районировать участки склонов и устанавливать категории состояния почвогрунтов, слагающих склон, с целью определения показателей их влажности, прочностных, деформационных и упругопластических характеристик; устанавливать предельные нагрузки на почвогрунт в соответствии с категорией его влажности, параметрами паспорта прочности и показателем несущей способности; в сложных геотехнических условиях выполнения лесосечных и лесохозяйственных работ на покатых, крутых и очень крутых склонах, сложенных почвогрунтами II—IV категорий, при появлении эффекта пробуксовки движителя колёсной лесной машины следует оснащать её задний колёсный мост моногусеницами, а передний мост — цепями противоскольжения.
Просмотров: 26; Скачиваний: 12;