Выпуск №4, Т. 17
Хитров Е. Г., Андронов А. В., Хахина А. М., Григорьев Г. В. Математические модели взаимодействия движителей машин с грунтами (обзор) // Resources and Technology. 2020. №4, Т. 17. С. 15–64.


УДК 630.3

DOI: 10.15393/j2.art.2020.5422

Математические модели взаимодействия движителей машин с грунтами (обзор)

Хитров Е. Г.Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, yegorkhitrov@gmail.com
Андронов А. В.Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, andronovalexandr@gmail.com
Хахина А. М.Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, anna-hahina@mail.ru
Григорьев Г. В.Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, vtl-lta@mail.ru
Ключевые слова:
колееобразование
тягово-сцепные свойства
проходимость машин
Аннотация: Предлагаемая статья представляет собой обзор и краткий анализ основных результатов, полученных отечественными и зарубежными исследователями в области изучения взаимодействия движителей колесных и гусеничных машин с опорными поверхностями движения. Рассмотрены математические модели, предназначенные для расчета показателей колееобразования и тягово-сцепных свойств движителей машин. Показано, что к настоящему времени научное описание процессов взаимодействия движителей машин с опорными поверхностями, лесными почвами и грунтами, необходимое для повышения технологической эффективности и снижения экологических рисков работы лесозаготовительной техники в сложных и особо сложных почвенно-грунтовых условиях, не завершено. Рассмотрены подходы к моделированию взаимодействия движителей лесных и лесозаготовительных машин с однородными опорными поверхностями, свойства которых остаются неизменными в процессе взаимодействия с движителями; подходы, в основном, используют упругую постановку задачи о вдавливании штампа-деформатора в полупространство. Приведен обзор накопленных эмпирических сведений по взаимодействию движителей машин с отдельными типами почв и грунтов. Рассмотрены апробированные подходы к получению практических зависимостей для определения показателей колееобразования и уплотнения почвогрунтов, тягово-сцепных свойств движителей при работе на однородных опорных поверхностях с неизменными свойствами (подходы базируются на идее обработки результатов вычислительных экспериментов). Установлено, что сравнительно слабо проработаны вопросы оценки показателей взаимодействия движителей колесных и гусеничных лесных машин с неоднородными опорными поверхностями (лесные почвогрунты и заболоченные грунты, вариативность свойств которых обусловлена слоистой структурой и неоднородностью плотности и влажности по глубине залегания слоев), свойства которых могут изменяться непосредственно под воздействием движителя (например, снег, уплотненный почвогрунт, почвогрунт лесосеки при многократном прохождении движителя по следу), при нелинейных взаимосвязях напряжения и деформации (возникающих при существенных деформациях опорной поверхности и вследствие реологических свойств почв и грунтов, динамических эффектов при воздействии на них движителей машин).
Просмотров: 117; Скачиваний: 60;
Правила размещения комментариев